Новые документы
Обзор от 02.07.2025 (Все обзоры)
Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс". Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.
В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.
Содержание обзора
- Об отнесении информации, ставшей известной налоговому органу по результатам налогового контроля, к налоговой тайне.
- О вопросах по реализации мер по противодействию заключению договоров потребительского кредита без согласия клиента, с согласия клиента, полученного обманом или при злоупотреблении доверием.
Об отнесении информации, ставшей известной налоговому органу по результатам налогового контроля, к налоговой тайне.
Письмо ФНС России от 11.06.2025 N СД-17-2/1581@.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение от 19.05.2025, сообщает следующее.
По данным Управления ФНС России, в отношении СНТ по фактам, изложенным в обращении, территориальным налоговым органом в части компетенции организованы проверочные мероприятия, направленные на установление возможных нарушений законодательства о налогах и сборах. В случае выявления нарушений законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, виновные лица будут привлечены к установленной законом ответственности.
При этом обращается внимание, что информация о мероприятиях налогового контроля, а также сведения о налогоплательщиках, имеющиеся в распоряжении налогового органа, относятся к налоговой тайне в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации и распространению третьим лицам не подлежат. Таким образом, налоговые органы не вправе предоставлять заявителю информацию, ставшую известной по результатам налогового контроля, на основании норм подпункта 8 пункта 1 статьи 32, пункта 4 статьи 82, статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.
Направляйте обращения с помощью сервисов "Обратиться в ФНС России" и "Личный кабинет". Это ускорит получение ответа.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.С.САТИН
содержание
О вопросах по реализации мер по противодействию заключению договоров потребительского кредита без согласия клиента, с согласия клиента, полученного обманом или при злоупотреблении доверием.
Письмо Банка России от 06.06.2025 N 56-21/5199.
Департамент информационной безопасности Банка России направляет позицию по вопросам кредитных организаций в части применения положений Федерального закона от 13.02.2025 N 9-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поступившим письмом от 14.04.2025.
Приложение: 1 файл.
Директор Департамента информационной безопасности В.А.УВАРОВ
Приложение
Вопросы кредитных организаций о порядке исполнения требований Федерального закона от 13.02.2025 N 9-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 9-ФЗ)
N п/п
|
Вопрос/проблема/обоснование вопроса/позиция
кредитной организации
|
Позиция Банка России
|
1
|
Согласно части
1 статьи 1 Закона N 9-ФЗ <1>,
которая вносит изменения в Закон
N 395-1 <2>,
требования о реализации мероприятий по
противодействию заключения договоров потребительского кредита без
согласия клиента или с согласия клиента, полученного под влиянием
обмана или при злоупотреблении доверием, в том числе установление
"периода охлаждения", не распространяются на кредиты, обязательства
заемщика по которым обеспечиваются ипотекой.
Закон N 353-ФЗ <3>
дополнен пунктом
9.5 в котором дополнительно
приведен закрытый перечень случаев заключения договоров
потребительского кредита (займа), к которым не применяется требование,
установленное 9.3
Закона N 353-ФЗ по установлению "периода
охлаждения" на передачу заемщику денежных средств по договору
потребительского кредита (займа):
"1) при множественности лиц в обязательстве на
стороне заемщика, наличии у заемщика поручителей;
2) если обязательства заемщика обеспечиваются
залогом транспортного средства (в случаях зачисления заемных денежных
средств на счета юридического лица - продавца транспортного средства);
3) если потребительский кредит предоставляется
заемщику в целях полного или частичного исполнения им обязательств по
другому кредиту (займу) или другим кредитам (займам) и если это не
повлечет за собой увеличение размера существующих денежных обязательств
заемщика".
При этом возникает неопределенность в отношении
кредитов на рефинансирование под залог недвижимости.
В целях исключения неопределенности применения
новых норм необходимо подтвердить не распространение "периода
охлаждения" на ипотечные кредиты, выданные на цели рефинансирования с
увеличением суммы задолженности
|
Неопределенности в указанных нормах не
усматривается, поскольку "период охлаждения" не распространяется на
отношения по договору потребительского кредита (займа), обязательства
заемщика по которому обеспечены ипотекой, на основании положения части
2 статьи 1
Закона N 353-ФЗ
|
2
|
Правильно ли понимать, что документы, которые будут
регламентировать процедуры управления рисками, а именно:
- порядок учета сведений, указанных в пункте
1 части первой статьи 24.2 Закона N 395-1, их
фиксации и хранения;
- порядок реализации мероприятий по противодействию
заключению договоров потребительского кредита без добровольного
согласия клиента в рамках системы управления рисками;
- порядок фиксации фактов, указанных в части
второй статьи 24.2 Закона "О банках и
банковской деятельности";
- порядок выявления случаев и попыток внесения
наличных денежных средств на банковские счета третьих лиц с применением
токенизированных (цифровых) платежных карт с использованием банкоматов
или иных технических устройств без добровольного согласия лица,
вносящего наличные денежные средства;
- порядок приема и обработки информации, полученной
от операционного центра национальной системы платежных карт в
соответствии со статьей 30.6-1
Закона N 161-ФЗ <4>,
может быть утвержден в рамках единого внутреннего
нормативного документа?
|
Статья 24.4
Закона N 395-1 в редакции Закона N 9-ФЗ, в соответствии с которой
кредитная организация обязана разработать документы, регламентирующие
процедуры управления рисками, не ограничивает кредитную организацию в
количестве разработанных для этих целей документов.
Таким образом, полагаем, что в рамках исполнения
вышеуказанной нормы
кредитная организация вправе разработать как
единый документ, так и несколько документов, в которых будут отражены
все требования, установленные статьей
24.4 Закона N 395-1
|
3
|
Согласно требованиям абзаца
7 части 1 статьи 1 Закона N
9-ФЗ:
"Кредитная организация обязана фиксировать факт
получения обращения заявителя в целях заключения договора
потребительского кредита, ... Фиксация факта, предусмотренная настоящей
частью, осуществляется незамедлительно, но не позднее 10 минут с
момента возникновения соответствующего факта."
Имеются случаи, когда банк осуществляет прием
заявок на потребительское кредитование, в том числе через канал продаж
на территории предприятия-партнера (производственное предприятие и
пр.). В случае отсутствия Интернета на территории предприятия
(актуально для режимных предприятий, а также расположенных на
определенных территориях России и в случаях сбоев покрытия сети
Интернет), прием заявления от клиента - физического лица о
предоставлении потребительского кредита может осуществляться клиентским
менеджером на бумажном носителе. В этом случае ввод заявки
осуществляется в офисе банка, после возвращения менеджера.
Возможно ли считать фактом получения обращения в
подобных случаях факт отражения заявки в информационной системе банка?
|
В соответствии с пунктом
3 части 1 статьи 24.4 Закона N
395-1 в редакции Закона N 9-ФЗ кредитная организация обязана
разработать внутренние документы, в которых должен быть определен в том
числе порядок фиксации факта получения обращения заявителя в целях
заключения договора потребительского кредита (займа).
При этом обращаем внимание, что процессы кредитной
организации, связанные с рассмотрением обращения заявителя по существу,
не должны применяться до принятия обращения заявителя (регистрации
обращения заявителя в соответствии с частью
2 статьи 24.2 Закона N 395-1 в
редакции Закона N 9-ФЗ).
Кроме того, отмечаем, что Департамент небанковского
кредитования Банка России рекомендовал <5>
в том числе кредитным организациям в своих
внутренних документах, определяющих порядок фиксации факта получения
обращения заявителя в целях заключения договора потребительского
кредита (займа), установить, что обращение заявителя принимается к
рассмотрению кредитной организацией после проведения проверки
соответствия сведений об ИНН <6>
заявителя сведениям из ГИС ФНС России <7>,
или с момента самостоятельного получения кредитной организацией
сведений об ИНН заявителя из ГИС ФНС России и (или) Цифрового профиля <8>,
или с момента установления наличия в информационной системе кредитной
организации сведений о ранее проведенной проверке сведений об ИНН
заявителя сведениям из ГИС ФНС России, о получении ИНН заявителя из ГИС
ФНС России и (или) Цифрового профиля
|
4
|
Просим разъяснить, вправе ли кредитная организация
уведомлять заемщика посредством смс-информирования, уведомлений в
личном кабинете по каналам дистанционного банковского обслуживания
(далее - ДБО) и в форме push-уведомлений посредством ДБО:
- о сроках передачи денежных средств по договору
потребительского кредита и праве заемщика отказаться от получения
потребительского кредита;
- об отказе в перечислении денежных средств на счет
третьего лица, указанного заемщиком, о причине отказа в перечислении
денежных средств и возможности перечисления денежных средств только на
банковский счет заемщика с указанием его причины при выявлении в ходе
проверки, проведенной в соответствии с ч.
9.1 ст. 7 Закона N 353-ФЗ, в
случае совпадения сведений о получателе денежных средств с информацией,
содержащейся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов
денежных средств без добровольного согласия клиента
|
В отношении уведомления о сроках передачи денежных
средств по договору потребительского кредита (займа) отмечаем следующее.
Часть 9.4 статьи 7
Закона N 353-ФЗ не предусматривает конкретных способов направления
письменного уведомления заемщика о сроках передачи денежных средств по
договору потребительского кредита (займа) и праве заемщика отказаться
от получения потребительского кредита (займа) или обязанности кредитной
организации указать точное время передачи денежных средств в
индивидуальных условиях договора потребительского кредита (займа),
кроме требования о незамедлительности такого уведомления.
В отношении уведомления об отказе в перечислении
денежных средств на счет третьего лица сообщаем следующее.
Частями 9.1
и 9.2 статьи 7
Закона N 353-ФЗ не установлены конкретные способы
направления такого уведомления.
Однако согласно части
9.2 статьи 7 Закона N 353-ФЗ
кредитная организация обязана незамедлительно уведомлять заемщика в
письменной форме о причине отказа в перечислении денежных средств и
возможности перечисления денежных средств только на банковский счет
заемщика.
Полагаем возможным использование тех способов
уведомления, которые предусмотрены в частях
2.8-2 и 2.8-3 статьи
7
Закона N 353-ФЗ
|
5
|
Как следует из положений ч. 7 ст. 6 Закона N 9-ФЗ,
кредитные организации не вправе требовать исполнения заемщиком
обязательств, начислять проценты и уступать права требования по
договору потребительского кредита при одновременном наличии следующих
обстоятельств:
1) кредитная организация нарушила требования,
установленные статьями 24.2
- 24.4 Закона N
395-1 и частями 9.1 - 9.5 ст. 7 Закона N
9-ФЗ;
2) возбуждено уголовное дело по факту хищения
денежных средств по договору потребительского кредита (займа) у
заемщика.
Ограничения, установленные ч. 7 ст. 6 Закона N
9-ФЗ, действуют со дня передачи заемщику денежных средств до дня
вступления в законную силу приговора по уголовному делу или дня
прекращения уголовного дела по основаниям, исключающим реабилитацию
подозреваемого или обвиняемого.
Просим разъяснить, подлежит ли истребованию
задолженность по сумме основного долга, и подлежат ли начислению
проценты с даты выдачи Заемщику кредитных средств по дату прекращения
уголовного дела, если уголовное дело прекращено:
1) по истечении сроков давности уголовного
преследования;
2) решением уполномоченного органа или должностного
лица, так как не были установлены подозреваемые или обвиняемые лица;
3) в связи со смертью подозреваемого или
обвиняемого?
|
При применении положения части
9 статьи 13
Закона N 353-ФЗ представляется необходимым руководствоваться
конкретными фактами, установленными в постановлении следователя или
суда, и принятыми процессуальными решениями.
При этом сообщаем, что положения действующего
законодательства не препятствуют рассмотрению вопроса о взыскании
задолженности или признании договора потребительского кредита (займа) с
заемщиком незаключенным в гражданском судопроизводстве при
наличии/отсутствии подтвержденных сведений о нарушении пределов
осуществления гражданских прав со стороны заемщика. Кроме того,
обращаем внимание, что в случае подтвержденного факта заключения
договора кредита (займа) под влиянием злоумышленников в целях хищения
заемных денежных средств, указанный договор имеет признаки
недействительности в соответствии с положениями Гражданского кодекса
Российской Федерации
|
<1> Федеральный закон от 13.02.2025 N 9-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
<2> Федеральный закон "О банках и банковской деятельности".
<3> Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
<4> Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
<5> Письмо Департамента небанковского кредитования Банка России от 22.05.2025 N 44-19/3950 размещено на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, URL: [https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/10028].
<6> Идентификационный номер налогоплательщика.
<7> Государственная информационная система федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
<8> Цифровой профиль гражданина, созданный на базе федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
содержание
(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")
|
По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Услуга предоставляется бесплатно обслуживающим Вас информационным центром Консультант Плюс.
|